Ангиотензин-превращающий фермент - новый биомаркер тяжести психоза?

(по материалам Medscape - Potential New Biomarker for Psychosis Severity)

У людей, впервые переживающих состояние психоза ("первый психотический эпизод"), в организме отмечено снижение уровня молекулы, регулирующей кровяное давление – ангиотензин-превращающего фермента (АПФ). Снижение концентрации АПФ выявили у пациентов исследователи из Италии, предпринявшие лонгитюдное (долгосрочное) когортное исследование. Более того, по данным ученых, уровни АПФ снижены еще сильнее у пациентов с психозом, не поддающимся либо с трудом поддающимся лечению (такой психоз называют "резистентным"). 

Самые яркие симптомы психоза – это "голоса" (слуховые галлюцинации), навязчивое увлечение бредовыми идеями, особенно неправдоподобными идеями о якобы ведущемся преследовании пациента, сбивчивая нелогичная речь с переходом от одной темы к другой, внезапная потеря хода мысли. Шизофренический психоз возникает из-за совокупности причин, таких как стресс, генетические особенности и нарушения, прием психоактивных веществ. Исследователи постоянно пытаются найти молекулярные отклонения, которые позволили бы и научиться оценивать тяжесть психоза и разделить его на дополнительные подтипы для поиска специфических методов терапии. 

Группа ученых, возглавляемая Луизой Лонго, ординатором-психиатром в Университете Альдо Моро, г. Бари, Италия, также выявила в ходе данного исследования, что при более низких уровнях АПФ у пациентов отмечаются более тяжелые когнитивные нарушения. Результаты исследования "указывают на АПФ как на многообещающий периферический биомаркер, позволяющий выявлять пациентов с высоким риском резистентности к антипсихотической терапии", считают исследователи. 

Результаты выполненной работы были недавно представлены на виртуальной сессии конгресса Международного общества исследования шизофрении (SIRS). 

В исследование было включено 138 пациентов с первым психотическим эпизодом и 115 здоровых испытуемых. Анализы крови, взятые у 122 пациентов и 78 членов контрольной группы, показали значительное снижение концентрации АПФ у пациентов (P=4.1*10-13), при этом осуществлялся контроль таких возможных спутывающих факторов, как возраст, этническая принадлежность, длительность заболевания, статус курения, и доза принимаемого антипсихотика в хлорпромазиновом эквиваленте. 

Уровни АПФ оказались значительно снижены и в спинномозговой жидкости пациентов (P=0.01), как показали анализы образцов ликвора 19 пациентов и 18 членов контрольной группы. При этом была выявлена сильная корреляция уровней АПФ в крови с уровнями АПФ в ликворе (P=0.0005).

Исследователи сравнили уровни АПФ у пациентов с резистентным психозом с уровнями АПФ у пациентов с нерезистентным психозом, при этом резистентность к терапии определялась с помощью Критериев терапевтического ответа и резистентности при психозе (TRRIP). Уровни АПФ у резистентных пациентов оказались значительно ниже (P=0.03). 

Состояние участников исследования также было исследовано с помощью Шкалы оценки позитивных и негативных симптомов (шкалы PANSS) и разнообразных тестов, позволяющих оценить скорость обработки информации, состояние рабочей памяти, вербальное научение и вербальную память, визуальное научение/память, способность к генерированию идей, и исполнительные функции. Все эти показатели были объединены в один композитный индекс. 

Исследователям не удалось выявить корреляции уровней АПФ с тяжестью симптомов, но они обнаружили значительную корреляцию уровней АПФ с функционированием вербальной памяти (P=0.007) и с композитным индексом когнитивных показателей (P=0.04). 

Комментируя представленные результаты по просьбе сайта Medscape Medical News, ассистент кафедры психиатрии и психического здоровья в Школе медицины при Университете Джона Хопкинса (Балтимор, штат Мэриленд) Томас Седлак сказал, что выявленная корреляция уровней АПФ со снижением когнитивных показателей заслуживает внимания, поскольку, по его словам, "у нас нет методов для восстановления когнитивных способностей пациентов". 

"Антипсихотические препараты купируют наиболее яркие проявления заболевания – у пациентов проходят галлюцинации, исчезает бред, нормализуется речь – но эти лекарства не исправляют когнитивные отклонения, а при назначении в больших дозах могут даже их усугублять", - пояснил Томас Седак. Томас не принимал участия в исследовании. 

"Вот почему вызывает интерес выявление нового биомаркера, предположительно связанного с развитием симптома шизофрении, для коррекции которого в настоящее время нет средств". 

С другой стороны, по мнению Томаса, следует учитывать предварительный характер исследования, отсутствие долговременных данных об изменении уровней АПФ у пациентов, а также тот факт, что подобных корреляционных исследований уже было проведено немало. "Как я люблю говорить – введите название любого биохимического соединения в поисковик Google, и вы обнаружите гипотезу о том, что оно связано с шизофренией". 

Тем не менее, отметил Томас, результаты проведенного анализа согласуются с результатами предыдущих исследований АПФ, в том числе с  результатами работ, в ходе которых обнаруживалась ассоциация полиморфизмов гена, кодирующего данный фермент, с риском развития шизофрении.


Более того, была показана способность АПФ усиливать глутаматергическую передачу сигналов в мозге, особенно механизмы передачи, связанные с работой N-метил-D-аспартатного рецептора (NMDA-рецептора) в префронтальной коре мозга – области, "которая, пожалуй, сильнее всего связана с развитием симптомов шизофрении", сказал Томас Седлак. 

Интересно то, что полученные итальянскими учеными результаты идут вразрез с гипотезой, в поддержку которой появляются все новые данные – согласно этой гипотезе, в развитии шизофрении играют роль воспалительные процессы. 

По мнению Томаса Седлака, это неудивительно, ведь чем больше мы узнаем о шизофрении, "тем больше нам кажется, что этот диагноз представляет собой не гомогенную нозологическую форму, а понятие столь же обобщенное, как понятие умственной неполноценности".   

"Мы обнаруживаем, что у шизофрении есть разные подтипы, некоторые из которых могут быть связаны с воспалением, а некоторые – нет".


Томас предположил, что в будущем можно будет сгруппировать пациентов с шизофренией по таким показателям, как уровни АПФ и других биомаркеров, и проследить развитие болезни у этих пациентов, чтобы понять, "можно ли на этом основании с большей точностью предсказывать состояние больных, нежели на основании одних только клинических признаков заболевания". 

В результате подобных исследований, считает он, психиатрия станет напоминать ревматологию – "наиболее похожую на психиатрию область медицины, по меньшей мере в плане подхода к диагностике". 

К примеру, этиология таких состояний, как волчанка и ревматоидный артрит, "выяснена не до конца". Эти заболевания, возможно, вызываются рядом причин, при этом в диагностике врачи полагаются как на клинические наблюдения, так и на анализ биомаркеров. 

"Мне кажется, что исследователи в психиатрии надеются в долгосрочной перспективе обнаружить некие биомаркеры, которые можно будет использовать совместно с клиническими наблюдениями для того, чтобы достичь большего согласия относительно диагностических критериев. Биомаркеры, которые также позволят делать долгосрочные прогнозы развития болезни", - заключил Томас.

 

 

 

Новость на сайте Medscape: Potential New Biomarker for Psychosis Severity

Опубликованный стендовый доклад: S19. THE ROLE OF ACE AS POSSIBLE BIOMARKER FOR TREATMENT RESISTANCE TO ANTIPSYCHOTICS IN FIRST EPISODE OF PSYCHOSIS (Schizophrenia Bulletin, 2020) 

Автор новости: Артем Тимеев (переводы фармакологических, биотехнологических текстов с русского на английский и с английского на русский; email: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.).
25 июня 2020 г.



Рейтинг@Mail.ru