Открыт вероятный механизм развития младенческих судорог (синдром Веста)
(Medical Xpress: A pioneering study discovers an underlying cause for infantile spasms and points to a novel therapy)
Младенческие судороги – редкий синдром, при котором на первом году жизни у ребенка начинаются приступы с неконтролируемыми подергиваниями и напряжением тела, сопровождаемые характерной хаотичной ЭЭГ-активностью под названием «гипсаритмия» (от греческого корня «гипсо» - высокий; активность с высокоамплитудными волнами). У детей часто наблюдается задержка умственного развития и умственная отсталость – так, умственной отсталостью страдал Джеймс Вест, первый известный пациент с младенческими судорогами. Отчет о первом случае был опубликован в 1841 году в журнале The Lancet его отцом, британским врачом Уильямом Вестом, поэтому заболевание также называют «синдромом Веста».
Частота заболевания – в среднем три случая на 10 тысяч новорожденных, для России это 420 новых пациентов в год. Во многих случаях причина заболевания неизвестна, а в тех случаях, когда можно предполагать причину – неясны механизмы развития приступов. Ученые из Техаса, работающие в исследовательском центре при Фонде неврологических исследований в педиатрии, сообщают о том, что им удалось выявить важную деталь патологического механизма.
В научной литературе содержались данные о том, что у тех пациентов, у которых синдром возник на фоне уже известных отклонений в структуре или функционировании мозга, в спинномозговой жидкости были отмечены сниженные уровни инсулиноподобного фактора роста 1 (IGF-1). Исследователи решили проверить уровни IGF-1 в тканях мозга пациентов и в организме мышей, у которых приступы были вызваны искусственно с помощью тетродотоксина. Животная модель с использованием тетродотоксина была создана в 2008 году в той же самой лаборатории, возглавляемой Джоном Суонном (John Swann), известным исследователем механизмов эпилепсии. У животных наблюдаются симптомы заболевания, практически идентичные человеческим.
После введения тетродотоксина в кору мозга у животных было отмечено ожидаемое учеными повышение концентрации IGF-1 в глиальных клетках в очаге поражения, но, к удивлению ученых, это сопровождалось обширным снижением уровней в прилежащих и отдаленных областях мозга. Такая же картина наблюдалась при анализе образцов тканей мозга пациентов, у которых приступы развились после инсульта, перенесенного на поздней стадии внутриутробного развития либо в первые дни после родов. Ученые сообщили, что такое снижение активности в сигнальной цепочке IGF-1 оказывает значительное влияние на мозг подопытных животных, поскольку этот каскад молекулярных сигналов очень важен для раннего развития нервной системы.
Далее члены исследовательской группы решили проверить, как повлияют на модельных мышей инъекции пептидного аналога IGF-1, способного преодолевать гематоэнцефалический барьер. Эксперимент завершился успешно – у мышей прекратились судороги, а при снятии электроэнцефалограммы более не отмечалась гипсаритмия. Полученный результат вдохновил исследователей, поскольку, по словам Джона Суонна, «открывается заманчивая перспектива возможного терапевтического применения этого аналога IGF-1 у пациентов с младенческими судорогами».
Научная публикация: Carlos J. Ballester‐Rosado et al, A Role for Insulin‐like Growth Factor 1 in the Generation of Epileptic Spasms, Annals of Neurology (2022). DOI: 10.1002/ana.26383
22 мая 2022, Тимеев Артём Геннадьевич