О возможной связи рассеянного склероза с вирусом Эпштейна-Барр
(Nature website: The quest to prevent MS — and understand other post-viral diseases)
На сайте журнала Nature размещена увлекательная статья про возможную связь рассеянного склероза с вирусом Эпштейна-Барр (EBV). Подозрения о том, что вирус, носителем которого являются более 95% взрослых жителей планеты, повышает риск развития иммунной реакции против миелиновой оболочки нервов, высказывались давно. В этом году были опубликованы две интересные работы, в первой из которых, основанной на анализе 10 миллионов образцов сыворотки американских солдат, было показано, что заражение EBV повышает риск развития рассеянного склероза в 32 раза. Для сравнения, курение повышает риск развития рака легких, по разным оценкам, в 10 – 30 раз.
Многочисленный и многонациональный коллектив авторов второй работы, опубликованной в журнале Nature совсем недавно, в марте, сообщает о том, что молекулярная мишень EBNA1, которую иммунная система атакует при заражении человека вирусом EBV, в значительной степени совпадает по своей форме с GlialCAM – молекулой, экспрессируемой глиальными клетками. Более того, авторы смогли продемонстрировать процесс, в ходе которого иммунная система, начав производить антитела против EBNA1, со временем может адаптировать антитела таким образом, чтобы они реагировали одновременно на EBNA1 и на GlialCAM. Поскольку иммунизация против EBNA1 усиливает патологию в животной модели рассеянного склероза, пишут авторы, а у людей с заболеванием часто обнаруживаются антитела к EBNA1 и к GlialCAM, то можно полагать, что обнаружен механизм, объясняющий ассоциацию между вирусом EBV и развитием рассеянного склероза.
Можно окончательно доказать эту взаимосвязь, продемонстрировав, что вакцинация против EBV снижает заболеваемость рассеянным склерозом. Эта задача очень сложна, ведь среди взрослых людей трудно найти тех, кто не заражен EBV, а если начать массовую вакцинацию детей, то первые подтверждения того, что вакцина предотвращает развитие рассеянного склероза, будут получены через несколько десятилетий, поскольку болезнь обычно начинается в возрасте от 20 до 40 лет.
Можно зайти с другого фланга и попробовать лечить EBV антивирусными препаратами, но, в отличие от вакцин против EBV, которые уже существуют в виде прототипов и проходят стадию исследований, препаратов против вируса EBV еще не создано. Существуют лекарства, которые частично замедляют копирование (репликацию) EBV, но задача осложняется тем, что вирус способен переходить в латентный режим, в котором он не осуществляет активной репликации, менее заметен и менее восприимчив как к действию иммунной системы, так и к препаратам. Требуется разработать специализированные препараты, способные поражать EBV, находящийся в скрытом режиме.
Третий вариант – создание специализированных T-лимфоцитов, способных атаковать и уничтожать B-лимфоциты, скрывающие в себе вирус. Разработку такого препарата, носящего предварительное название ATA188, осуществляет компания Atara Biopharmaceutics из Сан-Франциско. В настоящее время препарат проходит клиническое испытание I/II фазы с участием пациентов с прогрессирующим рассеянным склерозом, и к концу года ожидаются первые результаты. Возможный недостаток подобных лекарств в том, что они оптимально действуют лишь в самом начале заболевания, а также в их возможных побочных эффектах, которые только предстоит оценить. В случае, если побочные эффекты окажутся серьезными, эти средства вряд ли удастся использовать для профилактики болезни.
Ашер Маллард (Asher Mullard), автор заметки в Nature, заключает, что могут пройти десятилетия, прежде чем будет доказана способность какого-либо метода терапии, направленного против EBV, предотвращать развитие рассеянного склероза. Необходимо финансирование, направленное на длительный срок, как для поддержания биологических банков, в которых можно почерпнуть полезные данные о заболевании, так и для проведения длительных клинических исследований.
31 марта 2022 года, Тимеев Артем Геннадьевич