Исследование ЭЭГ во сне позволяет предсказать эффективность антидепрессантной терапии

Брюс Джэнсин (Bruce Jancin), сайт MedScape: "Sleep EEG May Predict Antidepressant Response" (14 сентября 2020 г.)

 

С помощью количественного анализа электроэнцефалограммы, снятой в фазе быстрого сна, можно определить, достигнет ли пациент, принимающий антидепрессант на протяжении недели, ответа на терапию через несколько недель – об этом говорят результаты исследования, проведенного Торстеном Микотейтом (Thorsten Mikoteit). Ученый выступил с докладом о проведенной работе в рамках недавнего конгресса Европейского колледжа нейропсихофармакологии, проходившего в онлайн-режиме.

 

Доктор Торстен Микотейт

В ходе небольшого рандомизированного контролируемого испытания были получены данные, которые могут дать дорогу новой стратегии подбора препаратов, предполагающей оперативную замену антидепрессанта при отсутствии терапевтического ответа. Торстен Микотейт занимает должность психиатра, аффилированного с Базельским университетом. Цель исследований, по его словам, состоит в увеличении пропорции пациентов, достигающих терапевтического ответа, при этом улучшение должно наступать в более короткие сроки.

«На практике это означает, что пациенту, который зачастую находится в бездне отчаяния, не придется терять недели лишь для того, чтобы узнать, что препарат не сработал и следует переходить на другое лекарство», – заметил он.

Психиатр-исследователь добавил, что в настоящее время существует большой неудовлетворенный спрос на биомаркеры, позволяющие предсказывать ответ пациентов с большим депрессивным расстройством на назначаемую антидепрессантную терапию. Доля достигаемых терапевтических ответов сейчас неудовлетворительна. Более того, улучшение состояния до клинически значимого уровня занимает много времени и зачастую сопряжено с поочередной сменой нескольких лекарств, в результате чего пациенту приходится терпеть неприятные побочные эффекты на протяжении нескольких недель, а потом все же бросать препарат из-за недостаточной эффективности либо непереносимости.

В ходе исследования оценивался количественный ЭЭГ-биомаркер под названием «префронтальная тета-кордантность» (ПТК), вычисляемый на основе измерений, сделанных в фазе быстрого сна. Для вычисления использовались абсолютные и относительные значения мощности тета-ритмов, зарегистрированные в тоническом сегменте фазы быстрого сна.  Ранее была продемонстрирована корреляция ПТК с активностью фронтально-поясной системы и перфузией мозга.  Некоторое время назад Торстен Микотейт с коллегами осуществили пилотное исследование в группе из 33 пациентов, переживающих депрессивный эпизод, и продемонстрировали, что увеличение ПТК после первой недели приема антидепрессанта ассоциировано со значительным увеличением шанса на достижение терапевтического ответа к концу четвертой недели терапии, при этом у пациентов с отсутствием ответа на терапию подобного увеличения ПТК отмечено не было (J Psychiatr Res. 2017 Sep;92:64-73).

В своем выступлении на виртуальном конгрессе ECNP 2020 Торстен Микотейт представил предварительные результаты, полученные в ходе продолжающегося рандомизированного контролируемого исследования в группе из 37 пациентов, госпитализированных по поводу большого депрессивного расстройства. После оценки исходного состояния с помощью Шкалы Гамильтона каждому пациенту был назначен антидепрессант первого ряда по выбору психиатра. По окончании первой недели терапии пациентам была проведена полисомнография с измерением ПТК в тоническом сегменте фазы быстрого сна.

После оценки ПТК пациентов из экспериментальной группы, в которую случайным образом определили 22 участника, результаты сообщали лечащим психиатрам. Согласно полученной инструкции, врачам следовало сменить антидепрессант при неблагоприятном результате оценки ПТК, а в случае благоприятного результата - продолжить терапию. Неделей позже процедуру полисомнографии в экспериментальной группе повторяли, и при неблагоприятном результате анализа ПТК также производили смену препарата.  Результаты анализа ПТК в контрольной группе, напротив, не сообщали психиатрам, и пациенты продолжали получать изначально назначенный антидепрессант. Экспериментальная и контрольная группа были сравнимы в плане возраста и пола участников, а также выраженности депрессии у участников – 22 балла в среднем по шкале Гамильтона. 

Критерием ответа на терапию было снижение балла по шкале Гамильтона на 50% и более на пятой неделе по сравнению с изначальным значением. Среди пациентов, для которых количественная оценка ЭЭГ по окончании 1-й недели терапии предсказывала неэффективность препарата, в экспериментальной группе (со сменой антидепрессанта) к 5-й неделе доля участников с терапевтическим ответом составила примерно 86%, в то время как в контрольной группе (схема лечения в которой не предусматривала в таком случае смену препарата) доля участников с терапевтическим ответом составила 20%. 

Общая доля ответов на терапию в экспериментальной группе составила 73%, а в контрольной группе – 60%. Видна тенденция, говорящая в пользу исследуемой методики, однако отличие не достигло уровня статистической значимости, предположительно из-за малого количества испытуемых; в исследование продолжают набирать новых участников с целью достижения окончательного результата. 

Торстен Микотейт заметил, что денежные расходы и неудобства, связанные с необходимостью ночного пребывания в лаборатории исследования сна, будут оправданы, если это поможет значительно ускорить подбор терапии. Это будет особенно полезно для пациентов с повышенным риском суицида. 

«Если эффективность метода подтвердится, он сможет спасать жизни», - пояснил доктор Микотейт.

 

Исследование может иметь «далеко идущие последствия» 

Следует отметить, что в ходе важного исследования STAR*D (Sequenced Treatment Alternatives to Relieve Depression , «последовательные терапевтические альтернативы при депрессии»), спонсированного Национальным институтом психического здоровья США, доля пациентов с большим депрессивным расстройством, достигших терапевтического ответа на антидепрессант первого ряда, составила немногим менее 50%, при этом среднее время достижения ответа составило 6 недель. Примерно каждый четвертый пациент, решивший сменить антидепрессант из-за отсутствия эффекта, почувствовал себя лучше на новом препарате.

Кэтрин Хармер

«Исследование STAR*D остается самым авторитетным источником знаний о достижении терапевтических ответов на антидепрессантную терапию, и поэтому появление возможности оценивать эффективность антидепрессантов к концу первой недели приема стало бы настоящим прорывом», – считает Кэтрин Хармер (Catherine Harmer), доктор философии. 

«В большинстве случаев лишь примерно через четыре недели пациент понимает, сработал ли антидепрессант. После крайне длительного, выбивающего из колеи ожидания пациент зачастую обнаруживает, что препарат необходимо сменить", –  пояснила Кэтрин. Доктор Хармер – профессор когнитивных нейронаук и директор Исследовательской лаборатории психофармакологии и эмоциональных механизмов Оксфордского университета (Великобритания). 

«Если результаты, представленные доктором Микотейтом, будут реплицированы в ходе более крупного исследования с использованием заслепления, это будет иметь далеко идущие последствия для будущего антидепрессантной терапии», – считает Кэтрин. Сама Кэтрин Хармер не принимала участия в описываемом исследовании и не имеет личной заинтересованности в его результатах. 

Доктор Микотейт сообщил об отсутствии финансовых конфликтов, связанных с исследованием. Финансирование для проведения исследования было предоставлено Университетской психиатрической больницей города Базеля. 

Источник: Mikoteit T et al. ECNP 2020, Abstract P.733.



Рейтинг@Mail.ru